Кто такой Константин Устинов
Книги писателя и философа Константина Устинова написаны в особом возвышенном лирико-философском стиле. Можно понять, что цель своеобразных интуитивно-духовных ее текстов «прямого действия» — повлиять на психоэмоциональное состояние человека и зарядить его энергией радости, направив его мысль к самосовершенствованию и постижению насущных вопросов бытия. Литература этого рода восходит к старинным трактатам мудрецов и мистиков Востока и Запада, где рассуждения о природе вещей перемежаются с пророчествами, а космологические доктрины уравновешиваются красочными поэтическими легендами. В более поздние времена древнюю традицию унаследовали и развили мыслители XIX-XX столетия — Елена Петровна Блаватская, Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих, Франчиа Ла Дью, Ауробиндо Гхош… Особенность подобных текстов состоит в том, что, хотя на обложке книги нередко стоит только имя автора, в действительности они были написаны под мощным импульсом, идущим из Высокой Реальности. Современная восточная традиция утверждает, что на сознание авторов подобных текстов оказывает влияние (не только косвенное, но и прямое) энергетика духовного центра планеты — Шамбалы, места пребывания Великих Учителей человечества — Гималайских Махатм.
Та же традиция утверждает, что разнообразная деятельность Учителей человечества ведется с незапамятных времен. Она значительно старше, нежели история человечества в западном понимании и, согласно преданиям, восходит к временам легендарных континентов Лемурии и Атлантиды. Цель всех трудов Великих Учителей заключается в том, чтобы помочь духовной эволюции не только искателей истины, но и всего человечества в целом.
Согласно эзотерическим представлениям, появление пророков, святых, посвященных, духовных мастеров земного толка, работающих во имя преображения человеческого сознания, так же инспирировано Высшими Духовными Учителями из Шамбалы. Именно Они, утверждает эзотерическая традиция, инициаторы (выражаясь современным языком) планетарных пассионарных толчков, благодаря которым в сознании отдельных людей и всего человечества происходят серьезные позитивные сдвиги, формируются национальные архетипы, в дальнейшем одевающиеся в плоть культурно-исторических построений. И религиозные источники, и легенды, и мифы, и фольклор различных народов, иногда в прямой, порой в иносказательной форме, сохранили следы подобной деятельности института Великих Учителей. Есть также и различные исторические свидетельства, зафиксировавшие присутствие Великих Учителей в мировой истории. Сегодня появилось немало научно документированных работ, реабилитирующих фигуру знаменитого графа Сен-Жермена, которого эзотерическая традиция считает реальным Гималайским Адептом и который держал в руках главные ключи европейской политики XVIII и начала XIX века. Позднее просветительская деятельность Гималайского Братства осуществлялась в XIX столетии через основательницу Теософского Общества Елену Петровну Блаватскую, а в ХХ веке — через семью Рерихов. Из писем Е.И. Рерих стало известно о влиянии, которое оказали Гималайские Учителя на таких различных исторических деятелей, как Наполеон, Ленин и Рузвельт. Одна из важнейших целей, которую, по утверждению эзотерических учений, осуществляют на планете Великие Учителя, заключается в их разнообразном содействии процессу духовной эволюции человека и человечества. На сегодняшний момент перед людьми стоит задача принципиальной смены парадигмы мирового развития через очищение сознания, овладение своими эмоциями и мыслями и пробуждение психоэнергетического потенциала. Человек должен подготовиться к приближению пространственного огня, который кардинально изменит духовно-психологическую атмосферу планеты. Процесс стремительного сближения физического (плотного) и энергетического (тонкого) материальных миров, особенно ускорившийся в последние десятилетия, может происходить для многих людей, особенно для неподготовленных и духовно неочищенных, достаточно болезненно. Великие Учителя стараются смягчить этот процесс, уменьшая разрушительную силу солнечных воздействий на Землю и ослабляя действие таких факторов, как магнитные бури, астрохимические влияния, жесткие космические излучения. Они стремятся насытить психосферу человечества высокими энергиями и мыслеобразами, помогающими переходу сознания людей на более высокую ступень эволюционного развития, делая это самыми разнообразными способами, включая создание тонких каналов общения. В одних случаях люди, получающие энергию и знания по тонкому каналу, используют их для внутреннего развития, становясь духовными учениками, а впоследствии наставниками. В других случаях — посланные энергии пробуждают в людях импульс творчества, и они начинают сочинять музыку, рисовать картины, писать книги. Бывает и так, что Учителя, выстраивая с учениками тонкое общение, передают им целые системы духовных знаний, помогающие людям правильно жить и развиваться. Иногда условием получения подобных систем (в эзотерике это называется «прямой передачей») является отказ от личного литературного творчества учеников, записывающих подобные тексты. Целью учеников становится воспроизведение полученного с максимальной дословной точностью, вплоть до запятых и знаков препинания. В других случаях внесение личного творческого начала самого записывающего в текст вполне допустимо. Таким образом был написан известный эзотерический роман Конкордии Евгеньевны Антаровой «Две жизни».
* * *
Очевидно, что процесс передачи духовной информации и тонкой энергии от Учителя ученику, тем более без их физического контакта, проходит весьма непросто. Главными препятствиями для получения максимально точной тонкой информации являются психологические несовершенства ученика, недостаточная нравственно-духовная очищенность его сознания, зашлакованность организма, грубость восприятия. Но бывает, что организм и психика последователей того или иного учения достаточно утончённы для приема высоких энергий, однако отсутствует способность к точному распознаванию сущности принимаемых текстов.
Далеко не все последователи духовных учений обладают способностью воспринимать духовную информацию из невидимого мира, выступать как канал получения высоких текстов эзотерического характера. Некоторые из них, несмотря на тонкость восприятия, не обладают той степенью чистоты и глубины распознавания, которая позволяет принимать посылаемое из духовного мира Великими Учителями во всей полноте, без искажений, без астральных влияний и субъективных привнесений. Потому так называемая контактерская литература в подавляющем большинстве своем полна неточностей, чисто личных наслоений и астральных примесей. Явление контактерства, или «ченнелинга» («channeling» — от слова «channel», то есть «канал»), предполагает не охраненное должным распознаванием общение человека, одаренного тонкими способностями, с невидимым миром, силами и сущностями, его населяющими. А они бывают разными по энергетике и могут принадлежать к полярным друг другу силам Света и тьмы. Сегодняшний этап человеческой эволюции сопровождается особенно значительным ростом феноменов ченнелинга и контактерской литературы, и преступлением будет все такие публикации считать благим явлением. С другой стороны, мракобесием будет и утверждение, что все тексты, созданные способом восприятия духовной информации из невидимого мира, являются вредоносными, ложными, лишенными духовного смысла. Ведь из истории мировой мысли и эзотерических учений известно, что практически все откровения святых и высоких учителей самых разных традиций были получены путем прямого контакта человека с Высшим Разумом. Так были созданы Бхагавадгита, Авеста, Коран… Да и литературные произведения великих и просто талантливых литераторов порой создавались в состоянии творческого озарения и высокого контакта. Сколько поэтов, писателей, художников творило под импульсом вдохновения, слышало голоса музы и созерцало различные видения. Стихотворение Пушкина «Пророк» было написано именно в этом состоянии и посвящено данной теме. Знаменитая «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» также написана методом прямого получения.
Известно также, что очень необычным способом были созданы такие духовно-философские книги, как «Тайная Доктрина» Елены Петровны Блаватской (был задействован канал ясновидения) и Живая Этика (Агни Йога), связанная с именами Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов (при получении текстов от Великих Учителей был использован главным образом канал яснослышания). Конечно, и в том, и в другом случае тексты появились не просто как некий механический космический диктант, но прежде всего как результат совместной творческой работы Блаватской и Рерихов с общиной Махатм. Только по невежеству такой высокий способ получения сокровенной духовной информации можно было бы уподобить ченнелингу. Сущность явления в данных примерах неизмеримо глубже. Так, и у курицы, и у орла есть крылья — только знаем, что на куриных высоко не взлетишь. Поэтому необходимо решительно отделить серьезную, высокую духовно-интуитивную литературу (прежде всего произведения Блаватской и Рерихов) от астрального сора ченнелинга, или текстов контактерского характера.
Чтобы отделить, надо сопоставить. Рассмотрим явления в сопоставлении.
Во-первых, контактерская литература всегда имеет проблемы с определением своего источника. То, что представители ченнелинга ставят на обложке книги самые высокие имена, никак не доказывает, что контактеру диктовали тексты сам Архангел Михаил или Белое Братство. Скорее всего, в таких случаях перед нами образчик самообольщения и ничем не обоснованная самоуверенность, а может быть, и намеренный обман доверчивой паствы. В лучшем случае вместо заявленных высоких источников тексты при таких взаимодействиях диктует какая-нибудь астральная сущность, не обязательно темная, но, конечно же, не принадлежащая к тем высоким духовным уровням, на которые претендует контактер. И, разумеется, о личном сотворчестве контактера речь здесь не идет. Если мы имеем дело не с прямым подлогом, то текст записывается так, как человек слышит астральные сигналы. Отсюда — множество ошибок, нестыковок и иногда чисто логических нелепостей в подобных текстах.
В случае с «Тайной Доктриной» и книгами Агни Йоги картина совсем иная. Участие в их создании принимали не какие-то астральные небожители неизвестного происхождения, а конкретные мудрецы и духовные учителя, имевшие и физическое воплощение. Существуют фотографии и портреты Великих Учителей, на которых они выглядят как восточные духовные подвижники с благородными лицами. Из записей общения учеников с этими Учителями очевидно, что последние — не просто продвинутые йоги, но очень высокие мастера, обогнавшие в своем развитии современное человечество. Информация, которую несут эти книги, — эксклюзивна: она содержит очень большой процент новизны и не может быть полностью выведена из книг прежних эзотерических традиций. Она включает в себя множество слов, идей, терминов, понятий, образов, доселе не известных ни одному духовному искателю. В то время как информация подавляющей части контактеров и представителей ченнелинга с эзотерической точки зрения вторична. Это всегда покажет скрупулезный анализ.
Во-вторых, подлинные учения и духовные системы всегда признают прежние традиции и сохраняют преемственность по отношению к ним, вмещая их подходы в
своем новом расширенном пространстве. Контактерские же системы либо агрессивны в утверждении собственной истинности и превосходстве по отношению ко всему иному, либо очень узки и ограничены в своих главных идеях. В своей оторванности от национально-духовных корней они чем-то напоминают выдуманный, искусственный язык.
В-третьих, учения, данные из серьезного источника, всегда соответствуют критерию красоты, с помощью которого Эйнштейн, как известно, проверял истинность любой научной теории. Красоту стиля, языка, образов и символов, используемых в теософии и книгах Агни Йоги, вынуждены признавать даже идеологические противники этих духовных учений. Косноязычие или сухой технократический стиль современной контактерской литературы не могут не замечать даже те читатели, которые являются апологетами ченнелинга.
В-четвертых, провозвестники истинных духовных учений — это всегда крупные личности с богатыми внутренними накоплениями, обладающие теми или иными творческими талантами. Они не просто записывают информацию, полученную в результате тонких контактов, но пропускают ее через себя и преображают ею свой внутренний мир. Иными словами, такие люди занимаются тончайшим видом творчества в духовной сфере, выступая как сотворцы Великих Учителей, которые через них дают миру новое откровение. Мощь импульса, который проводят в мир духовные ученики Великих Учителей, столь велика, что вокруг изданных текстов образуется своего рода энергетическое поле, притягивающее к себе множество заинтересованных людей, формирующее мощные социальные движения и культурно-духовные начинания. Но контактеры чаще всего настолько маломощны, что не способны породить никаких позитивных последствий или оставить после себя какой-либо след, духовное движение или социальное начинание.
Но как бы мы ни относились к ченнелингу, мы не можем отказать ему в существовании. Ведь все созданное в нашем мире играет какую-то роль и является следствием каких-то объективных процессов. Если говорить объективно, ченнелинг — это процесс, по-своему отражающий космическое сближение миров. Правильнее и тоньше всего этот процесс чувствуют, понимают и отражают в собственном сознании те духовные искатели, которые следуют истинным учениям и добились с помощью упорной работы над собой определенного уровня чистоты и совершенства. Если они достигают степени принятых учеников, тексты, написанные ими, проводят тонкую энергию учения без искажений. Те же, кто не достиг ступени реального ученичества, но берутся писать тексты, претендующие на высший контакт (если в самом деле обладают некоторыми тонкими способностями), выступают, в лучшем случае, второсортными просветителями, в худшем — мистификаторами и персонификаторами низших астральных сущностей, с которых иной спрос.
Можно условно сравнить (хотя всякое сравнение хромает) подлинную духовную литературу с классикой, а сферу ченнелинга — с массовой культурой. Конечно, для повышения качества образования и воспитания человека было бы хорошо, если бы люди читали одну лишь классику, но современное состояние человеческого сознания делает нереалистичным подобное желание. Сознание большинства находится сегодня на столь низком уровне, что они способны получать удовольствие лишь от масскульта. Насильственное принуждение их к чтению исключительно серьезной литературы ничего не сможет им дать, но вызовет только шок озлобления и агрессивный протест. Наверное, стоит признать, что ченнелинг — этот оккультный масскульт нашего времени, отвечающий низкому уровню сознания многих поверхностно мыслящих людей; в каком-то смысле неизбежное явление, которое невозможно запретить, тем более в эпоху демократии и гласности. Можно только пожелать, чтобы был он неагрессивен и, в наименее вредных своих проявлениях, хоть как-то направлял сознание духовно неразвитых масс в положительную сторону, как это делали в свое время мистические романы Крыжановской-Рочестер (некоторую пользу которых признавала, пусть и с оговорками, сама Елена Ивановна Рерих)… И мы должны помнить, что даже случайное прочтение записей ченнелинга негативного толка, в силу его целенаправленной вибрационно-энергетической природы, может при определенных условиях вызвать проблемы со здоровьем и психикой у неустойчивых, экзальтированных людей, создать препятствие для возможного в будущем их духовного продвижения. Потому благородным явлением будет ориентировать людей на подлинные творения человеческого духа, будь то искусство или духовная литература.
* * *
Но главная проблема для настоящих духовных искателей состоит даже не в наличии контактерской литературы (с ней многое понятно), а в реакции общественного сознания на новые книги, близкие по духу, скажем, текстам Агни Йоги (ставшим уже своего рода каноном для последователей), если они получены в результате тонких контактов человека с невидимым миром. Такие книги отличаются от обычной контактерской литературы своей основательностью и глубиной. Иногда они позиционируются как продолжение серии этого Учения. В других случаях явного позиционирования нет, но стилистика и основные идеи книг выглядят очень близкими к Агни Йоге. Но при любом варианте у различных духовных искателей появляется множество вопросов.
Как правило, общественное мнение в этом случае делится на два противоположных лагеря. Сторонники новых текстов объявляют их высоким откровением, представляющим собой новую ступень Учения. Противники видят в подобном творчестве только тонко замаскированную ложь и злонамеренное искажение того же Учения; они априори объявляют подобную литературу темной, несущей в себе зерна разрушения. Схватившись в острой полемике, стороны пытаются уничтожить друг друга, обоюдно применяя в качестве тяжелой артиллерии цитаты из Агни Йоги. Сам факт такого ожесточенного спора свидетельствует о том, что обе стороны относятся к предмету дискуссии неравнодушно. Однако накал взаимных претензий и обвинений порой достигает столь высокой температуры и принимает столь уродливые формы, что у многих возникают сомнения в целесообразности подобной полемики, которая противоположную сторону, как правило, не убеждает.
* * *
Конечно, претензии апологетов различных новых провозвестий на то, чтобы объявить свои тексты продолжением Агни Йоги и, более того, включить их в серию Учения, необоснованны. Само появление Агни Йоги связано с именами Рерихов, серия завершена в 1938 году появлением книги «Братство. Надземное». Учение содержит столько знаний, сколько способно вместить и освоить современное человечество. Этого огромного материала людям хватит для осмысления на весьма значительное время.
Однако означает ли это, что с выходом этой последней книги серии миссия Великих Учителей по влиянию на нравственно-духовное и психологическое состояние человечества окончена? И что Учителя в обозримый период времени больше не будут воздействовать на сознание людей таким образом? А у людей, следующих путем Учения, уже не может возникнуть импульс настроиться на духовно-энергетический поток, идущий от Учителей, и перенести его на бумагу? Очевидно, что жесткое настаивание на подобной позиции было бы верхом самонадеянности. Жизнь идет — каждый год, месяц и день во всех ее сферах приносят грандиозные изменения, в которых рождаются новые явления, феномены, процессы. Все это, безусловно, требует своего осмысления в духе Учения. Как нам воспринимать процессы глобализации, феномен интернета, рождение нанотехнологий и других явлений, возникших буквально в последние годы? Как оценить самые различные учения и системы развития человека, появившиеся во второй половине ХХ столетия? Что происходит с Россией сегодня и каковы ее перспективы в XXI веке? Прямые ответы на эти и другие вопросы, волнующие всех ищущих и думающих людей, невозможно вычитать на страницах самых высоких текстов, опубликованных еще в прошлом веке. Требуется современный взгляд и мудрое видение; потому сама идея, что Великие Учителя и сегодня помогают людям осмыслить новые мировые процессы и делают это с помощью записей своих учеников и последователей, не просто имеет право на существование, но и представляется единственно возможным решением. В конце концов, наличие подобных записей в наши дни воспринимается как дополнительное подтверждение, что Учителя реально существуют и еще не отвернулись от заблудшего и погрязшего в грехах человечества!
Как этот вывод соотносится с ранее высказанным тезисом о том, что серия книг Агни Йоги завершена, а значит, не подлежит дописыванию? Мы можем понять, что новые книги, продолжающие линию Учения (независимо от того, получены ли они по «прямому проводу» или написаны авторским способом), могут оказаться по своей сути комментарием к Учению в целом или к какой-то важной теме, содержащейся в нем. Мы привыкли к тому, что комментарий — это творчество какого-либо ученого или аналитика по конкретному поводу. Однако в случае с «Гранями Агни Йоги» мы видим совершенно иную ситуацию. Записи, получаемые Абрамовым от Учителей в течение многих лет, по сути, есть развернутый комментарий к Агни Йоге в преломлении темы внутренней работы человека над собой и самовоспитания и формирования положительных нравственно-духовных качеств. Очевидно, что «Грани» и последующие серьезные книги похожего типа, рожденные в сотворчестве современных авторов с Учителями, представляют собой не продолжение серии Агни Йоги, а продолжение линии Учения. Эти работы комментируют значимые положения Учения или его аспекты и более подробно развивают их, по мере возникновения эволюционной необходимости. Если подходить к литературе этого типа с подобными критериями, то есть воспринимать ее как комментарии к Учению и, в отличие от академических толкований, видеть в ней авторские тексты, написанные под мощным влиянием духовного Учителя, то многое встанет на свои места. Накал страстей, порожденный страхом столкнуться с искажением чистого источника, во многом снизится. Ведь в основе этого страха лежит желание избежать даже малейшего риска, неизбежно возникающего у любого духовно ищущего человека, сталкивающегося с новыми серьезными явлениями. Чтобы не брать на себя ответственность за принятое решение, легче априорно отвергнуть непонятное (в данном случае духовные тексты), объявив его чем-то темным, ошибочным, искажающем истину. Именно этим нередко занимаются отрицатели настоящих и будущих произведений подобного плана, заранее уверенные, что сама попытка создать такой текст носит деструктивный характер.
* * *
Подлинный духовный путь — не гарантийная мастерская со стерильными условиями и полным отсутствием риска. Как бы люди ни хотели избежать любых опасностей и ошибок, это невозможно сделать. И «опыт, сын ошибок трудных» добывается в реальной жизненной борьбе, а не в тишине оккультных штудий. Во имя того, чтобы восхождение было подлинным, а не мнимым, искатели истины должны действовать и принимать ответственность за свое распознавание и оценку явлений, невзирая на риск. А духовный путь всегда несет в себе определенную долю метафизического риска. Потому он больше напоминает не движение по знакомой дороге на равнинной местности, но высокогорное восхождение. Да и само Учение напоминает о горном пути к вершине и об умении идти на краю пропасти. Это касается и способности распознавания и правильной оценки людей, обстоятельств, духовных феноменов. Легко не ошибаться, когда рядом с человеком находится духовный учитель, способный дать правильный ответ на сложный вопрос. Но сегодня пришла пора самостоятельного и ответственного поведения.
Основатели Агни Йоги давно уже покинули земной план бытия, и потому на многие животрепещущие вопросы придется отвечать нам самим, рискуя совершить ошибку. И она может произойти не только в том случае, когда последователи Учения проявят излишнюю доверчивость и примут за откровение обычный контактерский текст, но и в том случае, когда серьезный текст, содержащий в себе высокий импульс Учителей, будет отвергнут без внимательного ознакомления и квалифицирован как вредное заблуждение. Потому в этом сложном вопросе, наверное, в принципе не может быть единой и раз и навсегда установленной точки зрения. Каждый случай нужно рассматривать конкретно. Заинтересованный в истине человек должен решить сам за себя — считает ли он эту книгу истинной или нет, нужна она ему для его внутреннего роста или нет, содержит она для него новую информацию, идеи, мысли или повторяет уже известное.
* * *
Люди, склонные к скепсису, могут задать вопрос: кто способен привести доказательства стопроцентной принадлежности того или иного текста, претендующего на роль откровения, к классу литературы, полученной прямым путем от самих Учителей? Строго говоря, это не вопрос формальной логики. На языке чисто ментальных доводов не возможно ни стопроцентно доказать, ни стопроцентно опровергнуть подобную принадлежность. Точность распознавания зависит от степени духовного совершенства человека. Только человек, находящийся на очень высокой ступени эволюционного развития и имеющий контакт с Учителем, наверное, может определить, что называется «на глазок», на уровне прямых впечатлений, соответствуют ли энергетические вибрации того или иного текста заявленной в нем принадлежности к литературе, проводящей линию Учителей. В остальных же случаях полезно руководствоваться определенными критериями и принципами распознавания, помогающими понять, с чем мы имеем дело.
В первую очередь нужно обратить внимание на личность автора, творца, или, точнее говоря, сотворца данного текста. Как давно он встал на духовный путь, какое у него накопленное образование и общий уровень гуманитарной культуры?
Речь идет не о дипломах или научных степенях, а о реальной образованности и внутренней культурности. Хорошо было бы понять нравственно-духовный облик автора и то, насколько его реальное бытие, его поступки и их мотивы соответствуют идеям, декларируемым в книгах. Конечно, подобная информация, как правило, закрыта для читателя, но если есть хоть какая-то возможность получить ее, это существенно облегчило бы понимание текста. Можно обратиться к прежним книгам данного человека, если они есть. Иногда сущность человека видна по тому, как он позиционирует себя и свою роль в создании книги, по степени его скромности и тщеславия. Если негативные качества на уровне самоподачи зашкаливают чрезмерно, то это дает повод лишний раз усомниться в том, насколько чист и высок сам источник. Скромность Елены Ивановны, всячески избегавшей саморекламы, является эталоном подобающего поведения в данном случае.
Вопрос о продолжительности духовного пути пишущего тоже очень важен. Работа с подобной информацией требует зрелости. Едва ли всерьез можно говорить о реальности духовного канала какого-нибудь неофита, год назад впервые познакомившегося с Учением. Если человек работает над собой в течение многих лет и его работа протекает правильно, он рано или поздно начинает получать результат. Подавляющее большинство сотрудников Рерихов, составлявших так называемый духовный внутренний круг, в конце концов получило возможность общения с Учителями на тонком уровне. Елена Ивановна в своих письмах писала, что при постоянной работе с портретом Учителя хотя бы по несколько минут в день духовный искатель постепенно начинает устанавливать с ним контакт и даже слышать отдельные слова, затем складывающиеся во фразы и тексты духовного характера. Скорее всего, эти тексты будут носить лишь частный характер, представлять собой советы Учителя данному ученику по поводу его индивидуального развития. Но может случиться и так (хотя это бывает крайне редко), что со временем эти записи превратятся в книгу, которая будет иметь общечеловеческое значение (как это оказалось, например, с записями Абрамова).
Другим критерием, позволяющим сделать вывод о том, насколько тот или иной текст соответствует линии Агни Йоги и вибрациям Учителя, является, конечно, стилевая близость к текстам Учения. Не зря кто-то из великих людей сказал: стиль — это человек. Построение фраз, разбиение на блоки, эмоциональный тон повествования, поэтичность текста — все это может быть в стиле Учения, а может, и наоборот, быть достаточно удаленным от него. И, конечно, стиль такого комментария должен по своей красоте и поэтичности приближаться к огненному накалу Агни Йоги. Наличие сквозных образов, ярких запоминающихся легенд, духовных историй также служит показателем того, что рассматриваемый текст принадлежит общей идейной линии Учения. Разумеется, речь идет не только о сходности форм, но, прежде всего, о близости содержания. Комментарии должны, так же как и Учение, звать к совершенствованию, пробуждению психической энергии, утверждению мощи мысли, преображению сознания, развитию положительных качеств, познанию более Высоких Миров и Планов Бытия и установлению тонких контактов с ними.
* * *
В какой степени новый текст может отпочковываться от Учения? Должен ли он давать идеи Учения, например, в более развернутом виде? Должен ли он объяснять какие-то неясные, загадочные прежде моменты его? Или должен содержать в себе некую совершенно новую информацию?
Если текст не несет в себе ничего нового и еще раз повторяет прежде известную информацию, ценность его теряется, даже если он имеет положительную вибрационную направленность. Новизна и одновременно значимость информации — важный фактор, свидетельствующий о том, что на данный текст нужно обратить внимание. Новизна может заключаться не только в неизвестных доселе фактах, которые впервые предстают на суд читателей, но и в новом взгляде на уже известную тему или в углублении каких-либо аспектов и сторон Учения. Новизна может быть выражена и в присутствии в тексте каких-либо новых понятий, терминов, имеющих санскритское происхождение, которые явно невозможно ни придумать, ни извлечь из восточных переводов. Новизна может быть также в наличии красивых и глубоких легенд и притч. Особенно важно, когда эта новизна соседствует с общей актуальностью излагаемого для большинства современных людей. Если текст отвечает на вопросы, которые беспокоят большое количество людей, и совет, данный людям, действительно помогает им жить и духовно развиваться, то это является еще одним аргументом в пользу важности текста. А наличие в тексте красоты, очувствование в нем вибраций радости и особой сердечности несомненно указывают на наличие в его энергетике более высокой реальности.
* * *
Если рассмотреть книги Константина Устинова точки зрения перечисленных критериев, то становится очевидно, что перед нами очень глубокая работа, заслуживающая самого серьезного внимания.
В первую очередь, вызывает симпатию литературное поведение самого Устинова — скромное, достойное, без малейшей саморекламы. Он не пытается поставить свои работы рядом с книгами Учения, не утверждает, что пишет продолжение Агни Йоги, и соглашается поставить свое имя на корешке только потому, что современный читатель с большим недоверием и подозрительностью относится к анонимному творчеству. При этом очевидно, что вдохновителем данных текстов (а всего Устиновым записано более семидесяти книг!) является хорошо образованный, и в общекультурном, и в эзотерическом смысле, профессиональный литератор, обладающий несомненными писательскими способностями и незаурядными поэтическим дарованиями.
Известно, что Устинов более сорока лет (достаточный срок для очищения и перестройки организма) практически безвыездно прожил в одном из самых чистых в энергетическом смысле мест на планете — в Уймонской долине в Горном Алтае, о значении которого в настоящем и будущем страны и мира очень высокие слова говорили сами Рерихи.
С точки зрения стилистики, книга Устинова настолько близка текстам Агни Йоги, что в какие-то моменты возникает ощущение полной идентичности. Правда, если всмотреться в само построение фраз и, особенно, в лексический состав книги, то отличие делается заметным. Видно, что книга создана в наши дни, и какие-то неуловимые детали текста, отдельные слова и выражения выдают приметы нашего не очень гармоничного времени. Возможно, что некоторое (и, очевидно, небольшое) снижение лексического ряда понятий и образов делает язык текста более понятным и узнаваемым для части современных читателей, нежели недосягаемо высокий поэтический слог Агни Йоги, пропущенный через сознание Рерихов — людей, получивших дворянское образование и воспитание и первую половину жизни проживших в атмосфере классической культуры России. Но, несмотря на то, что высокий энергетический заряд книги, полученной по духовному каналу, был пропущен именно через сознание нашего современника, стилевая преемственность книги «По Слову Твоему, Владыка!» от книг серии Агни Йоги слишком очевидна, чтобы ее не замечать.
Отличия же, как в стиле изложения, так и в содержании текстов, в подобных случаях неизбежны: иначе не выявились бы качества индивидуального творчества ученика и не были бы освещены признаки современности. В конце концов, картины Святослава Рериха и на содержательном, и на стилевом уровне отличаются от картин Николая Константиновича, хотя и принадлежат той же самой духовной традиции, — но их величие от этого не умаляется. Сам Устинов утверждает, что книга «По Слову Твоему, Владыка!», как и остальные его книги, является не продолжением Агни Йоги, а комментарием к некоторым положениям Учения.
В подлинность источника книги Устинова хочется верить еще и потому, что она украшена великими легендами и образами, насыщена словами санскрита и восточными терминами, символизирующими незримую связь этого русского комментария-откровения с духовными основами Индии. Но главное, что делает книгу Устинова ценной и актуальной, — это все-таки не стилевая, а содержательная ее новизна, охватывающая различные сведения, знания, темы, мысли и идеи.
Во-первых, эта информация включает в себя анализ и рассмотрение процессов, происходящих в современном мире. Книга касается всего — и явлений глобализации, и роли техники в жизни человека, и течения экологических процессов, и манипуляций с общественным сознанием, проводимых в мировом масштабе печатными и электронными СМИ, рекламными структурами, телепрограммами и произведениями современного искусства. Выверенные советы, даваемые книгой, позволяют человеку миновать ловушки крайностей и занять правильную позицию: не впасть в поклонение идеям глобализации и технократии и в то же время отринуть желание изоляционизма и отшельничества, что в равной степени не является эволюционно необходимым.
Во-вторых, и это едва ли не самое важное, работа Устинова много, подробно и очень глубоко, как, пожалуй, этого не делала до сих пор ни одна эзотерическая книга прошлого, рассматривает тему Алтая. Как известно, многие сакральные учения и ясновидцы (вроде Эдгара Кейси) говорили о мистической роли Алтая, которую тот выполняет на планете. Алтай называли «сердцем Азии», «алтарем человечества», «горным миром», где земные высоты органично соседствуют с высотами духовными, местом, где находится своя «Сумеру» — вершина мира, ведущая, образно говоря, с обитателями поднебесной диалог на уровне тонких энергий и неразрывно связанная с гималайскими горными святынями.
В древние времена, согласно преданиям, до Алтая доходил со своими проповедями сам Гаутама Будда, наслоивший на тонкое пространство этой горной страны свое мощное энергетическое поле. Самые разные сакральные источники Востока и Запада говорят о том, что это место, наряду с Гималайскими хребтами, плато Монголии и просторами Сибири, меньше всего пострадает во время экологических, и даже космических, катаклизмов, сроки которых неумолимо приближаются к нам.
Книги Константина Устинова относятся к тому достаточно редкому числу произведений, которые не просто говорят о необходимости человека работать над собой, чтобы стать лучше, но указывают, как это делать. Главное, читать данные страницы осознанно, пропуская идеи и энергии прочитанного через свой внутренний мир, размышлять о прочитанном и применять его к жизни. Поздравим читателя с этой возможностью и пожелаем ему рано или поздно самому услышать зов собственного духа, зовущий его встать на путь бесконечного совершенствования.
Редакция журнала Дельфис